МОКУ Падунская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Анализ работы педагога-психолога Мамутиной Г.В.
за 2014-2015 учебный год
Перед психологической службой школы на 2014-2015 учебный год ставилась цель: содействие психическому и личностному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, их психолого-педагогическая реабилитация, с учетом основных особенностей. Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
1. Выявлять закономерности, обеспечивающие сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса;
2. Своевременно выявлять и предупреждать возможные трудности в личностном развитии детей с ОВЗ;
3. Содействовать созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе педагогов и обучающихся.
4. Повышать уровнь родительской компетентности, активизации роли родителей в создании благоприятных условий для развития ребенка.
5. Расширять сферу профилактической работы.
Работа в течение учебного года велась по пяти направлениям.
1. Психодиагностика направлена на:
- исследование психического здоровья, эмоционального благополучия обучающихся, изучение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении;
- помощь в выборе образовательного маршрута и профиля обучения, сопровождение на этапе профессионального самоопределения;
- выявление обучающихся с эмоционально-личностными проблемами;
- определение статуса ребенка в группе.
В течение учебного года, согласно плану, проводилась следующая психодиагностика:
1. Уровень развития познавательных процессов (1 класс);
2. Выявление группы «трудные» (3-9 классы);
3. Классификация по типизации М.С. Певзнер (1-9классы);
4. Тип нервной системы, тип темперамента и профнаправленность (4 класс);
5. Состояние агрессии («трудные»);
6. Оценка способов реагирования в конфликте (8-9классы);
7. Выявление выраженности факторов риска развития кризиса и суицида (7-9 классы);
8. Выявление уровня тревожности подростков (7-9 классы);
9. Способы преодоления детьми эмоционального дискомфорта (7-9 класса);
10. Межличностные отношения обучающихся в коллективе (5-9 классы);
11. Уровень эмоционального выгорания (педагоги);
12. «Здоровый образ жизни» (8-9классы);
13. «Мой интернат – мой дом» (сиротский состав);
14. Акцентуация характера (трудные)
Не во всех классах проведена диагностика определения самооценки обучающихся 5-9 классов, что предполагает включение этой диагностики в план следующего учебного года.
В период с 01 по 30 сентября 2014 года проведено первичное психодиагностическое исследование вновь поступивших обучающихся, на основании этого обследования осуществлялась последующая коррекционная и развивающая работа.
На начало учебного года было проведено исследование по изучению уровня адаптации обучающихся первых и пятых классов. Всего приняло участие 27 детей. Адаптация прошла успешно. На основании полученных данных были даны соответствующие рекомендации родителям и педагогам.
В течение года мной были посещены уроки и общешкольные мероприятия:
5-9 классы заключительное мероприятие «Неделя математики»
1 класс - чтение,
7-е классы - технология (швейное дело),
3 а класс – математика,
2 а класс – письмо,
5 класс – чтение,
4 класс – чтение,
«Праздник осени» 1-5 классы;
«Праздник осени» 6-9 классы;
5-9 классы заключительное мероприятие «Неделя математики;
1-4 классы –заключительное мероприятие «Неделя чтения»;
День матери 1-5 классы;
День матери – 6-9 классы;
конкурс «Бересневские чтения» 6-9 классы;
Новогодний утренник 1-5 классы;
Новогодний бал «Фабрика звезд» 6-9 классы;
Общешкольное мероприятие «80 лет Промышленновскому району»;
«День защитника Отечества» - 1-5 классы;
«А ну-ка, парни!» 6-9 классы;
«Праздник мам» 1-5 классы;
«Восьмое марта» 6-9 классы;
Общешкольное мероприятие «Кем быть?» 7-9 классы;
«Защита любимой книги» 6-9 классы;
Историко-литературный вечер «Детям войны посвящается» 5-9 классы;
общешкольная линейка «День Победы!»;
«Праздник труда»;
«Последний звонок»;
«Прощание с начальной школой»;
В результате наблюдений на уроках и во время режимных моментов были выявлены факторы, влияющие на особенности поведения, познавательную активность, общие учебные умения и навыки, работоспособность, характер контакта между детьми, эмоционально-волевую сферу обучающихся. По итогам педагогам и воспитателям даны рекомендации.
В рамках профориентационной работы по результатам психодиагностического исследования обучающихся 4-х, 9-х классов были рекомендованы профили для дальнейшего трудового обучения.
Коррекционно-развивающая работа
В течение всего года работа велась со всеми обучающимися школы, выявлена группа детей-психопатов -5 человек. С обучающимися классов проводились групповые занятия по коррекции, направленные на устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов ребенка со сверстниками и взрослыми, гармонизацию образа «Я», развитие коммуникативных навыков:
-8 класс «В мире профессий»;
-2 класс «Дружбой дорожить умей»;
– 2 класс «Почему мы ссоримся»;
– 1- 4 классы «Дружба начинается с улыбки»;
– 5-9 классы заключительное мероприятие «Подари улыбку миру»;
- 2б класс – «О дружбе»;
- 3в класс «Дружбой дорожить умей»;
- 1 б класс «Почему люди ссорятся»;
– 7 в класс «Связаны одной целью» (2 занятия);
– 3а класс «Почему мы ссоримся»;
В выпускном классе проводились групповые занятия по развитию коммуникативных навыков, способности адаптироваться в современном обществе, формированию навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки и сдачи экзаменов: «Стресс. Способы его снятия»; «Установка на успех».
Отмечена положительная динамика в уменьшении тревожности, дезадаптации, закрепление адекватных форм эмоционального реагирования, формирование адекватного отношения к себе, к окружающим, к учебе, развитии и укреплении общепринятых морально-этических норм поведения в социальной среде.
Консультативно-просветительская работа с детьми, родителями и педагогами
Консультативная деятельность предполагает:
- оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по проблемам преодоления трудностей в обучении; в межличностных отношениях;
- консультирование родителей обучающихся и информирование об особенностях развития их детей с целью формирования оптимальных подходов к воспитанию ребенка в семье.
Консультативно-просветительская работа осуществлялась по запросам и имела тематическую направленность.
Проведены в течение учебного года родительские собрания: «Агрессия. Её причины и последствия» 7б класс; «Советы родителям» 1 класс; общешкольное «Насилие в семье». Посетила пять неблагополучных семей, с родителями были составлены профилактические беседы.
Большое внимание уделялось работе с педагогами, которая реализовывалась через выступления на школьных методических объединениях и занятиях образовательного семинара. Мною были подготовлены доклады на различные темы:
«Коррекционная работа с обучающимися как важный аспект психологической поддержки ребенка в системе личностно-ориентированного образовательного процесса», «Классификация методов обучения в коррекционной школе» (ШМО учителей гуманитарного цикла); «Личностно-ориентированные технологии в работе с обучающимися с ОВЗ» (ШМО учителей начальных классов)
Был подготовлен доклад на заседание педагогического совета «Деятельность ПМПк, направленная на создание индивидуальных коррекционно-развивающих программ для обучающихся в свете введения ФГОС в специальных учреждениях»
Целью работы обучающего семинара «Основы коррекционно-педагогической работы с детьми с отклонениями в развитии» является оказание эффективной помощи педагогам в повышении уровня теоретических знаний и практических навыков в области специальной педагогики и психологии. В текущем году прошло четыре заседания на темы: «Модель современного педагога», «Толерантная культура педагога», «Как выстраивать отношения или обходя острые углы»; «Суицидальное поведение подростков»
В следующем учебном году работе спецсеминара планируется дать практическую направленность.
Трудности в работе с родителями возникают потому, что они редко посещают школу, мало уделяют внимания воспитанию и проблемам детей, имеют низкий уровень образования.
Медико-психолого-педагогические консилиумы: проведены все плановые заседания:
- Утверждение плана работы, списка обучающихся на коррекционные занятия.(сентябрь);
- Прохождение адаптации вновь прибывших обучающихся (октябрь);
- Определение дальнейшего маршрута обучения Кандырина Д, Эймана Е., Лебедевой Н, (ноябрь).
- Прохождение адаптации обучающимися 5 класса (ноябрь)
- Обсуждение готовности к обучению в среднем звене. Предупреждение проблем школьной дезадаптации (4 класс) (декабрь)
- Соответствие уровня развития познавательной деятельности обучающейся 5 класса Литке Н. обучению в общеобразовательной школе (в\п) (январь)
- Возможности дальнейшего самоопределения. Профессиональная ориентация и личностный рост выпускников (февраль)
- Рассмотрение представлений специалистов на обучающихся, подлежащих представлению на районную и областную ПМПК для определения дальнейшего маршрута обучения (март)
- Оценка эффективности и анализ результатов ПМП сопровождения обучающихся. Составление плана следующий учебный год (май).
Были подготовлены заключения на обучающихся, направленных на районную и областную ПМПК, для определения дальнейшего маршрута их обучения.
Организационно-методическая работа
Особое внимание уделялось пополнению методического и диагностического материала, который использовался в работе с педагогами, родителями и обучающимися:
- Подборка диагностических методик, тестов, опросников с учетом индивидуальных личностных особенностей обучающихся.
- Разработана и проведена «Неделя психологии в школе» 1-4 классы, 5-9 классы;
- Разработано общешкольное мероприятие по профнаправленности «Кем быть?»
- Приняла участие в общероссийском конкурсе «Психология в образовании» (диплом III степени); в международном конкурсе (июнь)
- Проводилась обработка полученных данных по результатам психодиагностических исследований, всего диагностировалось 617 человек (обучающихся, педагогов);
- Разработка раздаточного материала для занятий и консультаций;
- Подготовка материалов для дидактических и развивающих игр;
- Подготовка консультаций для родителей, педагогов.
В течение всего учебного года принимала участие в работе профилактического совета школы, на заседаниях которого проводилась работа с обучающимися, имеющими проблемы в поведении.
Перспективные направления работы на следующий учебный год
В следующем учебном году предполагается проведение следующих видов работы:
* Работа с обучающимися школы: информирование и консультирование обучающихся, психокоррекционная работа, направленная на преодоление настоящих и возможных трудностей. Проведение групповых и индивидуальных занятий, направленных на развитие познавательной сферы личности и развития общей социальной адаптации детей.
* Работа с педагогическим персоналом школы: психологическое консультирование и информирование относительно создания необходимых условий для успешного обучения в свете введения ФГОС, профессионального и личностного становления обучающихся в дальнейшем, разработка конкретных практических рекомендаций для учителей по работе с классом в целом и детьми с повышенными трудностями в обучении и поведении.
* Работа с родителями обучающихся: ознакомление их с актуальным уровнем развития разных сфер личности ребенка, консультирование и информирование родителей относительно интересов, возможностей и профессиональных предпочтений школьников, а так же о специфике условий в рамках домашнего быта, необходимых для успешного личностного развития обучающихся в дальнейшем, определение конкретных практических рекомендаций.
Выводы: по мнению педагога-психолога, диагностическая работа в школе должна тесно переплетаться с коррекционно-развивающим направлением, недоработки психолога заключались в том, что не всегда результаты некоторых диагностик доводились до сведения воспитателей и классных руководителей. Была недостаточно проведена работа в среднем звене в 6-7 классах. Основными недостатками в коррекционной работе с детьми были: недостаточное материально-техническое оснащение коррекционных занятий.
На основании вышеизложенного и в период проведения аналитической деятельности по итогам учебного года, считаю работу педагога-психолога удовлетворительной.
При планировании работы на следующий учебный год, необходимо внести поправки в целеполагание работы педагога – психолога и сформулировать цель следующим образом: психолого-педагогическое сопровождение всех участников учебно-воспитательного процесса. Особое внимание планируется уделить: индивидуальным и групповым коррекционным занятиям с обучающимися, и проведением практических занятий-тренингов с педагогами школы.
Основные направления деятельности школы-интерната в следующем учебном год реализовывать:
* в процессе работы по индивидуальному сопровождению обучающихся;
* через систему индивидуальных и групповых коррекционных занятий,
* через индивидуальное консультирование;
* в работе медико-психолого-педагогических консилиумов;
* через консультативное сопровождение;
* посредством наблюдения и ведения аналитической и прогностической деятельности.
20.05.15.
педагог-психолог: Г.В. Мамутина |