Анализ работы методического объединения
Методическое объединение учителей начальных классов
Руководитель Волошина Марина Владимировна
1. Краткие сведения об изменениях в кадровом составе в течение года (количество человек):
На 01.09.2013г На 15.05.2014г
Молодые специалисты
Неспециалисты
Педагоги, имеющие высшее образование 11 11
Педагоги, имеющие среднее специальное образование 2 2
Педагоги, имеющие высшую категорию 1 1
Педагоги, имеющие 1 кв. категорию 3 3
Педагоги, прошедшие сертификацию на областном уровне
Педагоги, прошедшие сертификацию на областном уровне
Педагоги, прошедшие сертификацию на районном уровне
Вывод: недостаточная активность некоторых педагогов по самообразованию,
невысока активность учителей по взаимопосещению уроков.
2. Выполнение поставленных задач:
№ Задача Уровень выполнения Анализ причин невыполнения ( реальности выполнения, правильность постановки и т.д.)
1 Освоение и использование наиболее рациональных методов обучения и воспитания учащихся в специальной коррекционной школе VIII вида в условиях ФГОС.
частичный Препятствовало полному выполнению задач - недостаточная материальная оснащённость
учебно – воспитательного процесса, необходимость постоянного поиска новой информации, изучение большого объёма материала учителем по ФГОС
2 Повышение уровня общедидактической и методической подготовки педагогов. полный Учителями были созданы теоретические рекомендации проверенные на практике, в ходе проведения учебных занятий и внеклассных мероприятий
3 Изучение и использование современных педагогических технологий на уроках полный После теоретического изучения этих технологий решили использовать их в педагогической практике. Затем выступали на педагогическом совете с докладом: « Игровые технологии на уроках в начальной школе».
4 Совершенствование уровня педагогического мастерства, самообразования. полный Проведение открытых уроков, участие в районных конкурсах педагогического мастерства.
5 Обмен опытом успешной педагогической деятельности. полный Взаимопосещение уроков и внеклассных мероприятий.
6 Совершенствование работы учителей на основе личностно-ориентированного обучения разных категорий обучающихся; Полный Кичигина Е.В, Тюпина Н.А., Волошина М.В., Хоружий Н.В. активно используют игровые технологии на своих уроках, работают творчески, используя личностно – ориентированный подход в обучении. Все педагоги на своих уроках и во внеурочное время стараются развивать творческий потенциал, логическое мышление школьников, учитывают способности, интересы, ценностные ориентации учащихся через разнообразные формы и методы обучения.
7 Создание новых условий для самообразования учителей частичный Препятствовало полному выполнению задач - недостаточная материальная оснащённость
учебно – воспитательного процесса.
8 Продолжить работу по совершенствованию уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в области начального образования; полный Учителя участвовали в конкурсах, принимали участие в мастер – классах, прошли курсы повышения квалификации в КРИПК и ПРО
3. Оценка результативности всех форм повышения профессионализма педагогических кадров:
- результаты проведения семинаров и других форм работы
На плановых заседаниях методического объединения учителей начальных классов рассматривались вопросы, являющиеся проблемными для определенной группы педагогов, повышающие профессиональную компетентность учителя и способствующие развитию учащихся. Были представлены темы:
- «Организация учебной деятельности обучающихся в условиях совместной деятельности на уроках математики» Волошина М.В.;
- «Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса учащихся с ОВЗ при обучении русскому языку и чтению» Сергиенко Н.М.;
- «Коррекционная работа с учащимися как важный аспект психологической поддержки ребенка в системе личностно-ориентированного образовательного процесса» педагог-психолог Мамутина Г.В.;
Данные темы рассматривались для повышения компетентности педагогов в условиях перехода на ФГОС;
- Представленный доклад Волошиной М.В. «Основные принципы компетенстностно - ориентированного урока» позволяет совершенствовать систему мониторинга успешности образования;
- Сообщение Тюпиной Н.А. на тему «Иновационные методы обучения на уроках письма и чтения в коррекционной школе 8 вида как средство развития познавательной активности обучающихся» обеспечивает внедрение педагогами в УВП современных технологий;
- Сообщения Кичигиной Е.В.» Развитие вычислительных навыков с помощью различных методов обучения», Ломовцевой Н.Н.» Коррекция и развитие орфографической зоркости на уроках письма в начальной школе рассматривались для создания комфортных условий обучения и воспитания учащихся по программе коррекции.
Учителя на семинарах и заседаниях могли познакомиться с опытом работы своих коллег и затем использовать его в своей практике. Проводились оперативные заседания МО для самоанализа внеурочной деятельности, планирования методической недели, проведения предметных недель: неделя литературного чтения – ответственная Ломовцева Н.Н., неделя русского языка – ответственная Волошина М.В., неделя математики – ответственная Кичигина Е.В., экологическая неделя - ответственные Волошина М.В., Кичигина Е.В..
-проведение открытых уроков, занятий
Одной из форм методической работы по повышению профессионального мастерства
учителя являются открытые уроки. Волошина М.В. провела урок -путешествие в страну сказок "Сложение и вычитание в пределах 100", Кичигина Е.В. урок-путешествие в сказку «Рукавичка» по теме «Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами е, ё, и, ю, я», Ломовцева Н.Н. "Парные согласные звонкие и глухие", Сергиенко Н.М. «Порядок арифметических действий» . Проведение открытых уроков показало, что учителя
владеют методикой преподавания предметов на достаточно высоком уровне, обладают
профессиональной компетентностью. Уроки отличались высокой плотностью, доступностью изложения материала, эффективностью методов и приёмов работы, целесообразностью распределения времени, логической последовательностью и взаимосвязью этапов. Учителя старались показать такую организацию урока, которая обеспечивала бы не только усвоение учебного материала всеми учениками на самом уроке, но и их самостоятельную деятельность, способствующую умственному развитию. В целом все уроки методически построены верно, уроки интересные, разнообразные. Но у некоторых педагогов существуют затруднения:
- как правильно произвести отбор содержания, форм и методов обучения, так чтобы
учесть уровень мотивации каждого ученика;
- неумение комплексно применять различные средства обучения;
- как использовать систему оценки УУД учащихся, метапредметных результатов.
Выявлена группа учителей, обладающих творческим потенциалом: Кичигина Е.В., Волошина М.В., Ломовцева Н.Н.
Отмечается мастерство учителей, а именно: соответствие применяемых форм и методов работы, содержанию урока, владение приемами активизации познавательной деятельности обучающихся, умение правильно применить элементы педагогических технологий.
- результаты работы по изучению теоретических аспектов выбранной проблемы;
Работа методического объединения по изучению теоретических аспектов выбранной проблемы показала, что запланированный план работы МО выполнен. Тематика заседаний отражала основные проблемные вопросы, стоящие перед методическим объединением . Заседания были тщательно продуманы и подготовлены. Выступления и выводы основывались на практических результатах. Учителя старались создать наиболее благоприятные условия для развития обучающихся с низким уровнем интеллекта, проявляющих интерес к изучению предметов. Результаты устного опроса свидетельствуют о том, что учителя удовлетворены условиями работы МО. Работа МО способствует совершенствованию и профессиональному росту, позволяет изучить личностные качества учителя, классного руководителя, выявить затруднения и недостатки в их деятельности, элементы передового опыта.
4 Результативность деятельности по изучению Федеральных государственных образовательных стандартов:
-изучение теоретических и нормативных основ ФОГС;
Основной задачей работы М/О было внедрение в педагогическую деятельность стандартов второго поколения в рамках урочной и внеурочной деятельности. На заседаниях
проводилась корректировка рабочих программ урочной и внеурочной деятельности,
мониторинг качества знаний и успеваемости, изучалась динамика формирования УУД младших школьников, формы организации учебного процесса и внеурочной деятельности и продуктивные методы обучения, обмен опытом и сообщение Ломовцевой Н.Н., Сергиенко Н.М. о работе с детьми, занимающимися по коррекционным программам VIII вида.
- практическая реализация новых стандартов;
В целях практической реализации новых стандартов введены часы внеурочной деятельности учителям 1-х классов Тюпиной Н.А., Астровской О.Н.
Поставленные на текущий год задачи выполнены частично. Их выполнению
препятствовало большое количество информационных изменений и аналитических
дополнений, которые приходится вносить по ходу деятельности учителя.
- задачи на новый учебный год по изучению ФГОС;
С целью совершенствования педагогического мастерства учителей в 2014-2015 учебном
году начать работу над проблемами:
- переход на новые учебные стандарты (формировать ключевые компетентности
обучающихся):
- проектировать образовательное содержание, направленное на формирование у школьников системы ключевых компетенций;
- произвести отбор методов, средств, приемов, технологий, соответствующих новым ФГОС;
- накопить дидактический материал, соответствующий новым ФГОС;
-освоить технологию создания компетентностно –ориентированных заданий;
5. Оценка эффективности помощи, оказанной МО всем категориям педагогических работников.
- Была оказана помощь учителю Тюпиной Н.А. в постановке целей и задач к уроку.
-Работа в МО учит
а) анализировать и оценивать педагогическую деятельность
б) планировать и организовывать педагогическую деятельность;
в) размышлять о совершенствовании педагогической деятельности.
6. Анализ основных недостатков в организации и проведении методической работы ( по всем направлениям):
- проблемы в работе МО;
Наряду с имеющимися положительными тенденциями методической работы педагогического коллектива имеются и определенные недостатки:
- слабая вовлеченность педагогов и учащихся в исследовательскую и проектную деятельность;
- недостаточное количество открытых мероприятий и уроков, слабая взаимопосещаемости педагогов начальной школы;
- недостаточный уровень самоанализа у некоторых учителей и самоконтроля у учащихся.
- причины их появления;
Не удалось осуществить личностно - ориентированный подход к каждому педагогу
в процессе его работы над темой самообразования и тем самым, исключить
формальный подход при работе над темами самообразования.
- пути решения проблем;
Рекомендации на 2014-2015 учебный год:
- совершенствовать формы работы с учащимися, используя элементы современных
педтехнологий;
- особое внимание уделить изменению методики преподавания учебных предметов при
одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов,
ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных
результатов при введении ФГОС второго поколения.
- направить деятельность педколлектива на дальнейшее изучение и внедрение
компетентностного подхода в обучении для введения ФГОС на всех ступенях обучения
- продолжить мониторинг результативности образовательного процесса.
-оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического
самообразования;
- продолжить работу по созданию адаптивной среды для обучения детей по программе
коррекции и с ослабленным здоровьем;
- продолжить организацию взаимодействия с учреждениями образовательного округа с
целью обмена опытом и передовыми технологиями в области образования. Например,
практиковать проведение уроков учителями другой школы.
7. Задачи на новый учебный год ( исходя из анализа нерешенных проблем):
1. Формировать инновационную направленность в деятельности педагогического
коллектива школы, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и
распространении педагогического опыта
2. Совершенствовать систему мониторинга и диагностики успешности образования.
3 Продолжить работу по эффективному использованию современных информационно-
коммуникационных технологий, осуществляя при этом гуманно-личностный подход
4. Обеспечить рост качественного уровня подготовки обучающихся, достижения ими
обязательного уровня образования в соответствии с требованиями государственного
образовательного стандарта.
8. Педагогические работники, принимавшие активное участие в деятельности МО.
Следует отметить активное участие педагогов Кичигиной Е.В., Ломовцевой Н.Н., Волошиной М.В., Мамутиной Г.В., Хоружий Н.В. в деятельности МО.
15 мая 2014 год
Руководитель МО_______________________Волошина М.В. |