МОКУ Падунская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида
Анализ работы педагога-психолога Мамутиной Г.В.
за 2013-2014 учебный год
Перед психологической службой школы на 2013-2014 учебный год ставилась цель: содействие психическому и личностному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья, их психолого-педагогическая реабилитация. Достижению поставленной цели способствовало решение следующих задач:
1. Диагностировать и проводить коррекцию познавательных процессов и межличностных отношений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, определять уровень ближайшего развития ребенка;
2. Продолжать работу по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся 1-9 классов.
3. Содействовать созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе педагогов и обучающихся.
4. Развивать рефлексивную и коммуникативную культуры педагогов и учащихся.
5. Расширять сферу профилактической работы.
Работа в течение учебного года велась по пяти направлениям.
1. Психодиагностика направлена на:
- исследование психического здоровья, эмоционального благополучия обучающихся, изучение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении;
- помощь в выборе образовательного маршрута и профиля обучения, сопровождение на этапе профессионального самоопределения;
- выявление обучающихся с эмоционально-личностными проблемами;
- определение статуса ребенка в группе.
В течении е учебного года, согласно плану, проводилась следующая психодиагностика:
1. Уровень развития познавательных процессов (1 класс);
2. Выявление группы «трудные» (3-9 классы);
3. Классификация по типизации М.С. Певзнер (1-9классы);
4. Тип нервной системы, тип темперамента и профнаправленность (4 класс);
5. Состояние агрессии («трудные»);
6. Оценка способов реагирования в конфликте (8-9классы);
7. Выявление выраженности факторов риска развития кризиса и суицида (7-9 классы);
8. Выявление уровня тревожности подростков (7-9 классы);
9. Способы преодоления детьми эмоционального дискомфорта (7-9 класса);
10. Межличностные отношения обучающихся в коллективе (5-9 классы);
11. Уровень эмоционального выгорания (педагоги);
12. «Здоровый образ жизни» (8-9классы);
13. «Мой интернат – мой дом» (сиротский состав);
14. Типы семейного воспитания (родители).
Не проведена диагностика педагогов на определение социально-психологического климата в коллективе и определение самооценки обучающихся 5-9 классов, что предполагает включение этих диагностик в план следующего учебного года.
В период с 01 по 30 сентября 2013 года проведено первичное психодиагностическое исследование вновь поступивших обучающихся, на основании этого обследования осуществлялась последующая коррекционная и развивающая работа.
На начало учебного года было проведено исследование по изучению уровня адаптации учащихся первых и пятых классов. Всего приняло участие 27 детей. Из них неполная адаптация прошла у трех детей, остальные адаптацию прошли успешно. На основании полученных данных были даны соответствующие рекомендации родителям и педагогам.
В течение года мной были посещены уроки и общешкольные мероприятия: 1 б класс - развитие речи, 5 класс - русский язык, 1 а класс – математика,
2а класс – письмо, 2 а класс – чтение, 2 а класс – математика, 1а класс – чтение, 6 класс - швейное дело, мастер-класс – логопед Хоружий Н.В., «Сердечко для мамы» – 6-9 классы, Новогодние мероприятия 1-5 классы, 6-9 классы, начальные классы «День защитника Отечества»; старшие классы «Неделя русского языка» заключительное мероприятие; младшие классы «Марья-искусница»; старшие классы «Дочки-матери»; логопедический утренник; заключительное мероприятие «Неделя экологии»; торжественная линейка, посвященная Дню Победы; старшие классы «Праздник труда»; «Последний звонок» общешкольное мероприятие.
В результате наблюдений на уроках и во время режимных моментов были выявлены факторы, влияющие на особенности поведения, познавательную активность, общие учебные умения и навыки, работоспособность, характер контакта между детьми, эмоционально-волевую сферу обучающихся. По итогам педагогам и воспитателям даны рекомендации.
В рамках профориентационной работы по результатам психодиагностического исследования обучающихся 4, 9-х классов были рекомендованы профили для дальнейшего трудового обучения.
Коррекционно-развивающая работа
В течение всего года работа велась со всеми обучающимися школы, выявлена группа детей-психопатов -5 человек. С детьми начальных классов проводились групповые занятия по коррекции, направленные на устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкции полноценных контактов ребенка со сверстниками и взрослыми, гармонизацию образа «Я»: «До дружбы надо дорасти»; «Один за всех, и все за одного», «О дружбе»; «Я+Я= МЫ».
С обучающимися среднего звена проводились занятия направленные на развитие коммуникативных навыков, толерантности, здоровьясбережения: «Я взрослею»; «Межличностные отношения в коллективе»; «Путешествие в страну вредных привычек»; «Доброта спасет мир»; «О добром отношение друг к другу»; «Доброта»; «Учимся общению без предрассудков»; «Курильщик – сам себе могильщик»; «Общение»; «Поговорим об ответственности».
В выпускном классе проводились групповые занятия по развитию коммуникативных навыков, способности адаптироваться в современном обществе, формированию навыков управления факторами, вызывающими стресс в период подготовки и сдачи экзаменов: «Стресс. Способы его снятия»; «Хочу, могу, надо»; «Установка на успех».
Отмечена положительная динамика в уменьшении тревожности, дезадаптации, закреплении адекватных форм эмоционального реагирования, формирование адекватного отношения к себе, к окружающим, к учебе, развитии и укреплении общепринятых морально-этических норм поведения в социальной среде.
Консультативно-просветительская работа с детьми, родителями и педагогами
Консультативная деятельность предполагает:
- оказание консультативной помощи всем участникам образовательного процесса по проблемам преодоления трудностей в обучении; в межличностных отношениях;
- консультирование родителей обучающихся и информирование об особенностях развития их детей с целью формирования оптимальных подходов к воспитанию ребенка в семье.
Консультативно-просветительская работа осуществлялась по запросам и имела тематическую направленность.
Проведены в течение учебного года родительские собрания: «Адаптация пятиклассников», «Почему они такие разные», «Психофизические особенности подростков», общешкольное родительское собрание на тему «Роль семьи в профилактике подростковых проблем. Типы нарушений семейного воспитания»; посетила пять неблагополучных семей, с родителями были составлены профилактические беседы.
Большое внимание уделялось работе с педагогами, которая реализовывалась через выступления на школьных методических объединениях и занятиях образовательного семинара. Мною были подготовлены доклады на различные темы:
- «Метод исследования мониторинга уровня воспитанности детей разных возрастных групп», «Социальное проектирование старшеклассников», «Взаимоотношения. Психологический барьер» (ШМО воспитателей старшего звена);
- «Пути коррекции асоциального поведения подростков» (ШМО классных руководителей);
- «Коррекционная работа с обучающимися как важный аспект психологической поддержки ребенка в системе личностно-ориентированного образовательного процесса», «Классификация методов обучения в коррекционной школе» (ШМО учителей начальных классов).
Был подготовлен доклад на заседание педагогического совета «Развитие эмоционального интеллекта», в котором педколлектив был ознакомлен с проблемой связи чувств и разума, их взаимовлияния и взаимодействия.
Целью работы обучающего семинара «Основы коррекционно-педагогической работы с детьми с отклонениями в развитии» является оказание эффективной помощи педагогам в повышении уровня теоретических знаний и практических навыков в области специальной педагогики и психологии. В текущем году прошло три заседания на темы: «Словесные воздействия в работе педагога», «Разнообразие взглядов, жестов, интонаций в работе педагога», «Дружественные и деловые характеристики поведения педагога».
В следующем учебном году работе спецсеминара планируется дать практическую направленность (по запросу педагогов).
Проведены профилактические беседы с педагогами школ: «Физиологический комфорт в школе», «Имидж педагога». С обучающимися 5-9 классов профилактическая работа проводилась по темам: «Наркотики – ошибка со смертельным исходом», «Не сломай судьбу свою», «Не поддайся соблазну».
Трудности в работе с родителями возникают потому, что они редко посещают школу, мало уделяют внимания воспитанию и проблемам детей, имеют низкий уровень образования.
Медико-психолого-педагогические консилиумы: проведены все плановые заседания:
- Соответствие уровня развития познавательной деятельности вновь прибывших обучающихся предполагаемой ступени обучения (октябрь);
- Прохождение адаптации обучающимися 5 класса (декабрь);
- Анализ динамики развития обучающихся 1 класса (апрель);
- Самоопределение выпускников 9-х классов (май).
Были подготовлены заключения на обучающихся, направленных на районную и областную ПМПК, для определения дальнейшего маршрута их обучения.
Организационно-методическая работа
Особое внимание уделялось пополнению методического и диагностического материала, который использовался в работе с педагогами, родителями и обучающимися:
1. Подборка диагностических методик, тестов, опросников с учетом индивидуальных личностных особенностей учащихся: Психолого-педагогическая компетентность педагога», «Имидж педагога», разработка занятий «Эмоции и чувства людей», подбор материала на стенд психологической помощи, рекомендации по развитию внимания, памяти, «Психологический барьер», «Межличностные отношения в коллективе» (коррекционные занятия); разработка тренинга для педагогов: «Бесконфликтное общение»; «Эмоциональное развитие детей с ОВЗ»; разработка программы «Коррекция агрессии»; теоретический материал: «Социальное проектирование старшеклассников»; «Семейное воспитание»; «Содержание и организация развивающей и коррекционной работы»; диагностический материал для работы с детьми «группы риска»;
- Проводилась обработка полученных данных по результатам психодиагностических исследований, всего обследовано 777 человек (обучающихся, педагогов и родителей);
- Разработка раздаточного материала для занятий и консультаций;
- Подготовка материалов для дидактических и развивающих игр;
- Подготовка консультаций для родителей, педагогов.
В течение всего учебного года принимала участие в работе профилактического совета школы, на заседаниях которого проводилась работа с обучающимися, имеющими проблемы в поведении.
Перспективные направления работы на следующий учебный год
В следующем учебном году предполагается проведение следующих видов работы:
* Работа с обучающимися школы: информирование и консультирование обучающихся, психокоррекционная работа, направленная на преодоление настоящих и возможных трудностей. Проведение групповых и индивидуальных занятий, направленных на развитие познавательной сферы личности и развития общей социальной адаптации детей.
* Работа с педагогическим персоналом школы: психологическое консультирование и информирование относительно создания необходимых условий для успешного обучения, профессионального и личностного становления обучающихся в дальнейшем, разработка конкретных практических рекомендаций для учителей по работе с классом в целом и детьми с повышенными трудностями в обучении и поведении.
* Работа с родителями обучающихся: ознакомление их с актуальным уровнем развития разных сфер личности ребенка, консультирование и информирование родителей относительно интересов, возможностей и профессиональных предпочтений школьников, а так же о специфике условий в рамках домашнего быта, необходимых для успешного личностного развития обучающихся в дальнейшем, определение конкретных практических рекомендаций.
Выводы: по мнению педагога-психолога, диагностическая работа в школе должна тесно переплетаться с коррекционно-развивающим направлением, недоработки психолога заключались в том, что не всегда результаты некоторых диагностик доводились до сведения воспитателей и классных руководителей. Была недостаточно проведена работа в среднем звене в 6-7 классах. Основными недостатками в коррекционной работе с детьми были: недостаточное материально-техническое оснащение коррекционных занятий.
На основании вышеизложенного и в период проведения аналитической деятельности по итогам учебного года, считаю работу педагога-психолога удовлетворительной.
При планировании работы на следующий учебный год, необходимо внести поправки в целеполагание работы педагога – психолога и сформулировать цель следующим образом: психолого-педагогическое сопровождение всех участников учебно-воспитательного процесса. Особое внимание планируется уделить: индивидуальным и групповым коррекционным занятиям с обучающимися, и проведением практических занятий-тренингов с педагогами школы.
Основные направления деятельности школы-интерната в следующем учебном год реализовывать:
* в процессе работы по индивидуальному сопровождению обучающихся;
* через систему индивидуальных и групповых коррекционных занятий,
* через индивидуальное консультирование;
* в работе медико-психолого-педагогических консилиумов;
* через консультативное сопровождение;
* посредством наблюдения и ведения аналитической и прогностической деятельности.
25.05.14.
педагог-психолог: Г.В. Мамутина
|