Рассмотрено на
Педагогическом совете № «3»
«09.»01. 2016г.
Положение
о трудовой практике обучающихся
МОКУ Падунская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида
I. Общие положения
Трудовая практика - важнейшее средство современного воспитания, коррекции и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Настоящее положение регулирует организацию и прохождение обучающимися МОКУ Падунская (специальная) коррекционная общеобразовательная школа-интернат VIII вида трудовой практики.
- Нормативным актом, непосредственно касающимся организации детского труда в общеобразовательном учреждении, является на сегодняшний день приказ Министерства образования России от 10 апреля 2002г. №29/2065-п «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ»
- Кроме того, в процессе использования труда обучающихся общеобразовательное учреждение руководствуется актами, устанавливающими разрешенные виды работ и нагрузок, а также иные общеобязательные правила в сфере внутришкольного детского труда. К числу таких актов, в частности, относятся:
- постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет;
- постановление Минтруда России от 07.04.1999 № 7 "Об утверждении Норм предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную";
- санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.6.664-97 "Гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков", утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора от 04.04.1997 № 5.
·санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" утверждённые Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189
- Школа вправе обязать обучающихся принимать участие в летней трудовой практике лишь в случае, если эта практика является составной частью ее учебного плана. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.
- Содержание трудовой практики определяется этапом обучения и возрастными особенностями обучающихся. Трудовой практикой руководит учитель технологии. Администрацией школы-интерната назначается руководитель практики (инструктор по труду), который составляет общешкольный план подготовки и проведения летней трудовой практики.
- Цель практики: социальная реабилитация обучающихся (воспитанников) через включение их в доступный общественно-значимый труд.
- Задачи:
- Формирование навыков культуры труда (соблюдение требований к организации рабочего места, следование требованиям техники безопасности, ориентировка на требования к качеству выполнения задания, дисциплинированность и ответственность).
- Воспитание дисциплинированности и ответственности.
- Совершенствование и закрепление у обучающихся, воспитанников знаний, умений и практических навыков по технологии;
- Совершенствование общетрудовых умений и навыков;
- Развитие коммуникативных возможностей обучающихся, воспитанников в реальных ситуациях трудового взаимодействия.
II. Содержание и организация труда обучающихся во время трудовой практики
- В соответствии с Базисным учебным планом и Уставом школы летняя трудовая практика является обязательной в школах VIII вида. Действующий в настоящее время учебный план предусматривает проведение трудовой практики с 5 по 9 классы. Именно в это время обучающиеся закрепляют профессионально-трудовые навыки, полученные ими на уроках трудового обучения в школьных мастерских.
При подготовке к практике руководитель практики должен всесторонне изучить условия предстоящей работы обучающихся (виды работы, правила безопасности, режим и порядок распределения работы, питание обучающихся и т. п.). На основании собранных сведений он составляет план проведения практики. В плане отмечаются сроки практики и часы ее проведения, ответственные за проведение практики. План утверждается директором школы.
- Начало работы устанавливает учитель трудового обучения или заведующий учебно-опытным участком в зависимости от погодных условий.
- Допускается изменение сроков трудовой практики, её перенос для выезжающих по путёвкам в места отдыха, временно нетрудоспособных, по личным заявлениям родителей.
- При организации практики и занятий общественно-полезным трудом обучающихся, предусмотренных образовательной программой, связанных с большой физической нагрузкой (переноска и передвижение тяжестей), необходимо руководствоваться санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.
- Не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда, лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.
- Для проведения производственной практики на высоком уровне требуется предварительная психологическая подготовка учащихся. На учебных занятиях по трудовому обучению, в беседах с обучающимися учитель знакомит с формой организации практики, видами труда. Особое внимание уделяется работе с родителями обучающихся. Учителю необходимо провести родительское собрание, на котором сообщаются задачи практики, виды работы, правила безопасности, режим и порядок распределения работы с учетом их индивидуальных возможностей, транспортное обеспечение, питание обучающихся, расписание, виды работ, требования к правилам безопасной работы.
- Продолжительность летней трудовой практики
Класс
|
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
Трудовая практика
(в днях)
|
10
|
10
|
10
|
20
|
20
|
- Продолжительность работы обучающихся для учащихся V–VII классов – 2 часа, VIII–IX классов – 3 часа.
- В первый день практики обучающиеся проходят инструктаж по правилам безопасности труда. Инструктаж рекомендуется проводить в форме беседы.
- Во время проведения практики особое внимание следует уделять правильной нагрузке обучающихся, не допуская их физического переутомления. К определению объема трудовых заданий нужно подходить дифференцированно, учитывая не только возраст, но и значительные индивидуальные различия обучающихся вспомогательной школы по уровням физических возможностей.
- Виды и характер выполняемых работ соответствует программным требования профилей трудового обучения.
- Необходимо также постоянно контролировать отношение школьников к выполняемой работе, своевременно выявлять случаи, когда учащиеся выполняют задание без желания, устанавливать причину таких случаев и предпринимать соответствующие меры.
- Кроме регулярных индивидуальных бесед с обучающимися, учитель проводит коллективные беседы, на которых подводит итоги их работы за день, отмечает успехи и недостатки.
- В процессе летней трудовой практики ведется учет и оценка выполненной работы, результаты фиксируются учителем в дневнике практики.
III. Руководство трудовой практикой
- Приказом директора школы, ответственным за организацию и проведение трудовой практики назначается инструктор по труду, определяются руководители трудовой практики, на которых возлагается контроль и ответственность за прохождение обучающимися школы трудовой практики.
- Руководителями трудовой практики являются учителя технологии или классные руководители.
- Руководители трудовой практики должны:
- вести документацию согласно утвержденной номенклатуре дел;
- организовать обеспечение трудовой нагрузки обучающихся с учётом их психофизиологических особенностей, организовать оптимальный режим труда и отдыха;
- обеспечить методическое руководство при выполнении работ, предусмотренных трудовой практикой, составить план – график выполнения работ;
- заносить в дневник по трудовой практике объем выполненных работ ежедневно;
- нести ответственность за жизнь и безопасность детей во время прохождения трудовой практики.
- Заместитель директора по АХР должен обеспечить обучающихся необходимым инвентарём, материалами, индивидуальными средствами охраны труда для прохождения трудовой практики.
IV. Права и обязанности обучающихся при прохождении трудовой практики
- Перед началом работ (после прохождения инструктажа) обучающиеся расписываются в журнале по охране труда.
- В соответствии с заказами и с требованиями руководителя трудовой практики, обучающиеся должны аккуратно и в срок выполнять порученную им работу.
- На основании заявления родителей (по уважительной причине) и разрешения директора школы обучающиеся могут быть освобождены от прохождения практики.
V. Охрана труда и техника безопасности
- Директор школы, ответственный за организацию и проведение трудовой практики, руководители трудовой практики или лица их заменяющие организуют трудовую практику в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, санитарии, согласовывают виды работ, условия труда, несут личную ответственность за безопасность обучающихся.
- Обучающиеся допускаются к участию в трудовой практике после предварительного обучения безопасным приёмам труда, проведения с ними инструктажа с регистрацией в журнале установленной формы.
- Запрещается привлечение обучающихся к работам, не предусмотренных программными требованиями по профилям трудового обучения, а также противопоказанным их возрасту, связанными с применением ядохимикатов, а также с подъёмом и перемещением тяжестей свыше норм, установленных для подростков с ограниченными возможностями здоровья.
- При несчастных случаях, происшедших с обучающимися в процессе трудовой практики, им оказывается срочная медицинская помощь. Несчастные случаи и причины, приведшие к ним, расследуются и учитываются в соответствии с «Положением о расследовании и учете несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками» от 1.10.90г. № 639. Организационно-технические причины несчастного случая должны быть немедленно устранены и приняты к предотвращению подобных случаев в дальнейшем,
- Контроль за обеспечением здоровых и безопасных условий прохождения трудовой практики обучающимися осуществляет ответственный за проведение трудовой практики, администрация школы, медицинский работник.
МОКУ Падунская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
_________ И.В. Калмыкова
«___» _____________ 2014г.
План подготовки к проведению летней трудовой практики руководителя практики
№
|
Мероприятие
|
Сроки
|
1
|
Ознакомиться с приказом директора школы, о назначении ответственного за организацию и проведение трудовой практики
|
III четверть
|
2
|
Ознакомиться с информацией о летней трудовой практике в базисном учебном плане для школ VIII вида и уставе школы
|
III четверть
|
3
|
Ознакомить с планом подготовки к трудовой практике руководителей практики их числа учителей технологии и классных руководителей
|
22.03-01.04 в каникулы
|
4
|
Ознакомить с планом работы, целями и задачами летней трудовой практики руководителей практики их числа учителей технологии и классных руководителей
|
22.03-01.04 в каникулы
|
5
|
Составить тематическое планирование летней трудовой практики и ознакомить с ним руководителей практики
|
Апрель
|
6
|
Совместно с учителями технологии подготовить инвентарь, оборудование, спецодежду для учащихся.
|
Апрель, май
|
7
|
Проведение инструктажа по охране труда с руководителями практики.
|
Апрель, май
|
8
|
Разработка журнала инструктажа учащихся по технике безопасности во время летней трудовой практики. Выдача журналов руководителям практики (прошит, пронумерован).
|
22.03-01.04 в каникулы
|
9
|
Совместно с классными руководителями провести родительское собрание, с целью информирования о сроках и задачах летней трудовой практики
|
Апрель
|
10
|
Разработать мероприятия по организации охранительного режима (питьевой режим, время для отдыха)
|
Апрель, май
|
Форма плана, как и его построение, может изменяться в зависимости от решаемых задач, применяемых методов и средств.
|